Учитель: Лесняк Н.Е.
Урок литературы в 7 классе
«
Отличные люди, прославленный край…»
Цель: изучение литературы Кубани: знакомство с кубанскими
писателями, их жизнью и творчеством;
-развитие
и совершенствование выразительного чтения, навыка критически мыслить;
-привитие
любви к родному краю, культуре предков.
Ход
урока
I.Орг.
момент
II.
Сообщение темы и цели урока
…Край
родной, ты весь на этой
карте – синь озёр, дороги и хребты…
К.Обойщиков
Как
вы догадались наш урок посвящен страницам посвящен
страницам поэзии родного края.
Прослушивание
гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
-Кто
автор гимна Кубани?
III.
Изучение нового материала
Слово
учителя.
Литература Кубани – это составная часть Великой
Русской литературы. Кто – нибудь подумает так: «Что
за литература Кубани? – Не было на Кубани ни Гоголя, ни Тургенева, не писали о
ней ни Тютчев, ни Фет.»
Что
ответить на это?
Кубань
представляет богатейшее устное народное творчество, которым славен наш край. Не
только в России. Но и за ее пределами известны прекрасные песни казаков Кубани.
Много у нас талантливых песенников и частушечниц, сказителей и знатоков
кубанских обрядов, с них начинается литература Кубани.
Кубань
подарила России плеяду прекраснейших писателей и поэтов, таких как: Николай Канивецкий, Юрии Кузнецов, Виктор Лихоносов, Анатолий
Знаменский…
А
первыми о нашем крае, о Кавказе рассказали великие русские писатели. Под их
влиянием развивалась кубанская литература. В крае побывали Лермонтов, Чехов,
Короленко, Горький, Маяковский, Есенин.
М.Ю.Лермонтов
на Кубани.
В
1837г судьба привела на Кубань великого русского поэта - Лермонтова. Ссылка Лермонтова стала
наказанием за стихотворение «Смерть поэта».
Стояли
теплые сентябрьские дни. Чуть пожелтевшие ветви деревьев приветливо качали
листвой. В воздухе висели тонкие нити паутины. Всюду виднелись стога скошенного
сена, от которого исходил волнующий аромат. Необычайно живописно выглядела и
проселочная дорога, убегающая вдаль серой лентой…
Позднее
в одном из писем Лермонтова появятся такие строки: «С тех пор как выехал из
России…я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной,
то верхом; изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до
Тамани…»
Тамань
в ту пору, как вспоминает один из сослуживцев Лермонтова, «была небольшим
городишком, который состоял из одноэтажных домиков, крытых тростником;
несколько улиц обнесены были плетневыми заборами и каменными оградами. Кое-где
устроены были палисадники и виднелась зелень. На
улицах тихо и никакой жизни.»
Лермонтов
высказался резче: «Тамань – самый скверный городишко изо всех приморских
городов России.» Так начинается одно из его
произведений «Тамань».
М.Ю.Лермонтов
остановился в Тамани в убогой хате, хозяева которой показались ему странными и
таинственными. Они не отличались ни честностью. Ни гостеприимством. Загадочные
люди заинтересовали писателя, но попытка узнать их тайну чуть не стоила ему
жизни. Позже в своей повести он опишет это событие.
Но
не только отрицательные впечатления связаны у Лермонтова с Таманью. Природа
этих мест, красота «свободной стихии» моря, непроглядная бархатная южная ночь.
Быт и нравы местных жителей – все это нашло отражение в новелле. Виденное и пережитое здесь было поэтически
переосмыслено.
Поэтический
портрет Кубани создан Лермонтовым в стихотворении, посвященном памяти
А.И.Одоевского:
И, вкруг твоей могилы неизвестной,
Все, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь,
дремлет,
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн, кочующих внимая,
А море Черное шумит не умолкая.
Вот
она, наша Кубань, какой видел её Лермонтов: бескрайняя степь, серебряные горы и
загадочный говор моря.
Геленджик – село, лежащее над
крутой бухтой… селение
небольшое, но, видимо, с будущим.
В. Короленко
Как сладкую песню Отчизны моей,
люблю я Кавказ.
М.Лермонтов
…Я часто ездил по делам коллективизации
в Северо-Кавказский край.
М.Шолохов.
Сообщение учащихся о Бакалдине Виталии Борисовиче (Хрестоматия
«Литер. Кубани 7-8кл» с 34 )
Выразительное
чтение стихотворения «Я не рос среди
берез», «На приречной рыжей полосе»
-
Почему стихотворение «На приречной рыжей полосе» имеет 2-ое название? Какому
событию оно посвящено?
-
Расскажите, как автор изобразил выпускников, старшеклассников – защитников
города Краснодара в августе 1942 года? Ответ подтвердите цитатами.
Сообщение учащихся о Варавве Иване Фёдоровиче (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 160)
Выразительное
чтение стихотворений «Медаль», «Люлька
Кошевого»
Словарная
работа.
Люлька
– трубка для курения
Журиться
– печалиться, горевать
Чекмень
– верхняя мужская одежда
Тютюн
– табак низкого сорта
Булава
– палка с шарообразным утолщением на конце, оружие, у казаков символ власти.
Будыль –
стебель крупного растения
Черкеска
- кафтан
Сообщение о Гончарове Викторе Михайловиче (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 67)
Выразительное
чтение стихотворения «Кубань»
Сообщение об Обойщикове Крониде Александровиче (Хрестоматия
«Литер. Кубани
7-8кл» с 69)
Выразительное
чтение стихотворения «Кубань- земля такая»
Сообщение о Подкопаеве Викторе Стефановиче (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 70)
Выразительное
чтение стихотворения «На Кубани живет богатырский народ»
-Ребята,
расскажите об обряде, связанном с построением казачьей хаты. («Родная Кубань» с
109-113 )
- Перечислите особенности строительства хаты: как
назвалась 1,2,3,4 мазки?
-
Чем делали побелку жилища?
-
Назовите обряды, связанные с построением дома?
-
Перечислите основные детали костюма казака;
казачки?
-
Кто выступал в роли хранителей обычаев?
-
Расскажите о свадебном обряде казаков?
IV.
Итог:
-
Назовите причину пребывания Лермонтова на Кубани? (Ссылка за стихотворение
«Смерть поэта»)
-
Произведение Лермонтова, посвященное Кубани? («Тамань»)
Выставление
оценок за урок