Учитель: Лесняк Н.Е.

Урок литературы в 7 классе

 « Отличные люди, прославленный край…»

 

Цель:  изучение литературы Кубани: знакомство с кубанскими писателями, их жизнью и творчеством;

-развитие и совершенствование выразительного чтения, навыка критически мыслить;

-привитие любви к родному краю, культуре предков.

 

Ход урока

I.Орг. момент

II. Сообщение темы и цели урока

 

…Край родной, ты весь на этой

  карте – синь озёр, дороги и  хребты…

                                                    К.Обойщиков

Как вы догадались наш урок посвящен страницам посвящен страницам поэзии родного края.

Прослушивание гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

-Кто автор гимна Кубани?

 

III. Изучение нового материала

Слово учителя.

 

Литература Кубани – это составная часть Великой Русской литературы. Кто – нибудь подумает так: «Что за литература Кубани? – Не было на Кубани ни Гоголя, ни Тургенева, не писали о ней ни Тютчев, ни Фет

Что ответить на это?

Кубань представляет богатейшее устное народное творчество, которым славен наш край. Не только в России. Но и за ее пределами известны прекрасные песни казаков Кубани. Много у нас талантливых песенников и частушечниц, сказителей и знатоков кубанских обрядов, с них начинается литература Кубани.

Кубань подарила России плеяду прекраснейших писателей и поэтов, таких как: Николай Канивецкий, Юрии Кузнецов, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский…

А первыми о нашем крае, о Кавказе рассказали великие русские писатели. Под их влиянием развивалась кубанская литература. В крае побывали Лермонтов, Чехов, Короленко, Горький, Маяковский, Есенин.

 

М.Ю.Лермонтов на Кубани.

 

В 1837г судьба привела на Кубань великого русского поэта -  Лермонтова. Ссылка Лермонтова стала наказанием за стихотворение «Смерть поэта».

Стояли теплые сентябрьские дни. Чуть пожелтевшие ветви деревьев приветливо качали листвой. В воздухе висели тонкие нити паутины. Всюду виднелись стога скошенного сена, от которого исходил волнующий аромат. Необычайно живописно выглядела и проселочная дорога, убегающая вдаль серой лентой…

Позднее в одном из писем Лермонтова появятся такие строки: «С тех пор как выехал из России…я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани…»

Тамань в ту пору, как вспоминает один из сослуживцев Лермонтова, «была небольшим городишком, который состоял из одноэтажных домиков, крытых тростником; несколько улиц обнесены были плетневыми заборами и каменными оградами. Кое-где устроены были палисадники и виднелась зелень. На улицах тихо и никакой жизни

Лермонтов высказался резче: «Тамань – самый скверный городишко изо всех приморских городов РоссииТак начинается одно из его произведений «Тамань».

М.Ю.Лермонтов остановился в Тамани в убогой хате, хозяева которой показались ему странными и таинственными. Они не отличались ни честностью. Ни гостеприимством. Загадочные люди заинтересовали писателя, но попытка узнать их тайну чуть не стоила ему жизни. Позже в своей повести он опишет это событие.

Но не только отрицательные впечатления связаны у Лермонтова с Таманью. Природа этих мест, красота «свободной стихии» моря, непроглядная бархатная южная ночь. Быт и нравы местных жителей – все это нашло отражение в  новелле. Виденное и пережитое здесь было поэтически переосмыслено.

Поэтический портрет Кубани создан Лермонтовым в стихотворении, посвященном памяти А.И.Одоевского:

И, вкруг твоей могилы неизвестной,

Все, чем при жизни радовался ты,

Судьба соединила так чудесно:

Немая степь синеет, и венцом

Серебряным Кавказ ее объемлет;

Над морем он, нахмурясь, дремлет,

Как великан, склонившись над щитом,

Рассказам волн, кочующих внимая,

А море Черное шумит не умолкая.

Вот она, наша Кубань, какой видел её Лермонтов: бескрайняя степь, серебряные горы и загадочный говор моря.

 

Геленджик – село, лежащее над

крутой бухтой… селение

небольшое, но, видимо, с будущим.

                                                                В. Короленко

 

 

Как сладкую песню Отчизны моей,

люблю я Кавказ.

                                                                М.Лермонтов

 

…Я часто ездил по делам коллективизации

в Северо-Кавказский край.

                                                                                 М.Шолохов.

 

Сообщение учащихся о Бакалдине Виталии Борисовиче (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 34 )

Выразительное чтение стихотворения  «Я не рос среди берез», «На приречной рыжей полосе»

- Почему стихотворение «На приречной рыжей полосе» имеет 2-ое название? Какому событию оно посвящено?

- Расскажите, как автор изобразил выпускников, старшеклассников – защитников города Краснодара в августе 1942 года? Ответ подтвердите цитатами.

 

Сообщение учащихся о Варавве Иване Фёдоровиче  (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 160)

Выразительное чтение стихотворений «Медаль»,  «Люлька Кошевого»

 

Словарная работа.

Люлька – трубка для курения

Журиться – печалиться, горевать

Чекмень – верхняя мужская одежда

Тютюн – табак низкого сорта

Булава – палка с шарообразным утолщением на конце, оружие, у казаков символ власти.

Будыль – стебель крупного растения

Черкеска - кафтан

 

Сообщение о Гончарове Викторе Михайловиче (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 67)

Выразительное чтение стихотворения «Кубань»

 

Сообщение об Обойщикове Крониде Александровиче (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 69)

Выразительное чтение  стихотворения  «Кубань- земля такая»

 

Сообщение о Подкопаеве Викторе Стефановиче  (Хрестоматия «Литер. Кубани 7-8кл» с 70)

Выразительное чтение стихотворения «На Кубани живет богатырский народ»

 

-Ребята, расскажите об обряде, связанном с построением казачьей хаты. («Родная Кубань» с 109-113 )

-  Перечислите особенности строительства хаты: как назвалась 1,2,3,4 мазки?

- Чем делали побелку жилища?

- Назовите обряды, связанные с построением дома?

- Перечислите основные детали  костюма казака; казачки?

- Кто выступал в роли хранителей обычаев?

- Расскажите о свадебном обряде казаков?

 

IV. Итог:

- Назовите причину пребывания Лермонтова на Кубани? (Ссылка за стихотворение «Смерть поэта»)

- Произведение Лермонтова, посвященное Кубани? («Тамань»)

Выставление оценок за урок

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz