Советы и рекомендации педагога - психолога
Проблема выбора профессии.
Рекомендации учителям по профориентации.
Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.
Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает перед учениками в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе юноша должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Однако большинство учащихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не проявляют выраженного интереса к определённому роду деятельности, так как ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вторые, напротив, очень активны и в учебе, и других видах деятельности: у них все получается, они талантливы во всем и тоже не могут определить, что нравится больше.
Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств. В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать педагогическую поддержку и сопричастность с вашей стороны, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям
Готовность старшеклассников к выбору профессии состоит из следующих компонентов:
- мотивационно-целевой компонент (устойчивый интерес к конкретной профессии),
- эмоционально-волевой компонент (самостоятельность, дисциплинированность, активность и эмоциональная устойчивость в выбранной сфере деятельности),
- когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности),
- деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике),
- рефлексивно-результативный компонент (твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии).
В формировании готовности учащихся к выбору профессии учитель реализует следующие условия:
- ознакомление учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей);
- оказание помощи учащимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры);
- активизация целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности);
- тесная взаимосвязь в вопросах профориентации школы с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);
- включение в профориентационную работу с учащимися 9 класса тем «Пути получения профессии», «Анализ современного рынка труда».
С целью профилактики ошибок выбора профессии учитель:
- Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий.
- В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов, способностей. Так как желания, потребности, возможности изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека.
- Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность, образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности.
- При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
- При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
- В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии.
- Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.
Влияние учителей на отношение детей к себе
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения уверенная.
Принимающее, т.е. внимательное, уважительное отношение учителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же – неприязненное, неуважительное, пренебрегающее – отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.
Учитель формирует адекватную самооценку, бывая строгим, но последовательным. Такой учитель требует, чтобы ученик много знал и умел, был отзывчивым и честным, но в то же время проявляет достаточную гибкость и при определенных обстоятельствах допускает исключения из правил. Т.е. внимательное отношение сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляются взаимопонимание.
Учитель формирует низкую самооценку, бывая часто непоследовательным в своих ожиданиях, слишком многое запрещая, чрезмерно критично относясь к ученикам.
Выставляя оценку, учитель должен помнить: оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.
У ученика появится адекватная самооценка только в том случае, если учитель заботится о его статусе, демонстрирует уважение, интерес, веру в ученика, его возможности.
Влияние учителей на формирование уверенности учеников
Наша самооценка играет важную роль в становлении личности. Взрослые могут как-то защититься от критики, не снизив самооценки. А ребёнок? Он раним и чувствителен. И решающее влияние на его отношение к себе оказывают окружающие его, значимые люди, в том числе педагоги.
Рекомендации педагогам.
- Стройте свою работу, основываясь на знании возрастных и психологических особенностей детей, законах развития личности, уважайте ребёнка, демонстрируйте интерес к его личностным проявлениям.
- Проявляйте высокий уровень самоконтроля и рефлексии.
- Установите контакт с ребёнком, не используйте в процессе общения отрицательных оценок их работы и уровня развития.
- Сравнивайте ребёнка только с самим собой, оценивайте только действия, не давая отрицательных оценок личности.
- Демонстрируйте внимательное отношение к ребёнку, ориентацию на совместную деятельность, сотрудничество.
- Постоянно создавайте ситуации успеха, поощряйте ребёнка, оценивая оптимистически. Повышайте статус, значимость ребёнка в детском коллективе.
- Учитывайте базовые потребности ребёнка (защищённость, принадлежность к группе, признание, самореализацию).
- Демонстрируйте ребёнку хорошее, бодрое настроение, жизнелюбие и оптимизм.
Ориентируйтесь на полное доброжелательное взаимодействие с родителями ребёнка, другими педагогами