Функциональная грамотность
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Информационные ресурсы
Ресурсы ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений", открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта "Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности": - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся" http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/loginfg
Публикации новых методических изданий ГБОУ ИРО Краснодарского края. С их электронными вариантами можно ознакомиться в разделе «Научно-методическая работа» (подразделы «Методическая работа», «Методические пособия»): http://iro23.ru/metodicheskie-posobiya:
1. «Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики» (сборник материалов под общей редакцией А.В. Чесноковой. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 186 с.)
Сборник содержит материалы из опыта работы учителей русского языка и литературы, математики, физики, информатики, начальных классов по формированию читательской, финансовой и естественно-научной грамотности как составляющих функциональной грамотности школьников. Особый интерес представляют описание методических приемов работы на уроках, фрагменты уроков и внеклассных мероприятий, анализ результативности технологий обучения. Пособие ориентировано на педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Ссылка для скачивания: http://iro23.ru/sites/default/files/2020/sbornik_funkc.gramotnost_28.10.21.pdf
2. «Методическое сопровождение ФГОС: особенности изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов в начальной школе (принцип двусторонней дифференциации) (учебно-методическое пособие, автор-составитель - Костровская Е.Н., Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 84 с.)
Издание предназначено для учителей начальных классов. Цель пособия – оказать помощь педагогам в организации повседневной практической работы на уроках русского языка в начальной школе с трудными и труднопроверяемыми словами. Основной задачей является знакомство учителей с системой изучения и написания таких слов по актуальной методике Л. В. Савельевой. Ссылка для скачивания: http://iro23.ru/sites/default/files/2020/posobie_kostrovskoy_e.n.pdf
3."Создание векторных иллюстраций графическими средствами программы MS Office PowerPoint" (методическое пособие Стрельниковой В. В., Армавир - Краснодар, 2021. – 164 с., ил.)
Материалы методического пособия могут быть полезны педагогам дошкольного, дополнительного образования, учителям начальных классов при проведении практикумов, лабораторных работ, организации самостоятельной работы учащихся, осуществлении проектной деятельности. Иллюстрации пособия, инструкции и рекомендации по созданию авторских картинок могут быть использованы в оформлении презентаций, пособий, дидактических и наглядных материалов, стендов, конспектов уроков, сценариев мероприятий, создания фонов, текстур, шаблонов, страниц сайтов, коллажей, рамок, при подготовке инфографики педагогическими работниками, учащимися, студентами.
Ссылка для скачивания: https://disk.yandex.ru/d/WwRwJFmrdXShAA
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
На сайте ГБОУ ИРО КК на кафедре естественнонаучного, географического и экологического образования размещены краевые сборники
(http://iro23.ru/?page_id=5155):
- «Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности, направленной на развитие мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла»;
- «Сборник материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»;
- «Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности. Сборник материалов победителей и призеров конкурса «Технологии формирования естественнонаучной и математической грамотности школьников».
Вебинары Академии Министерства просвещения с 6 декабря по 10 декабря 2021 года
Ссылки на трансляции:
6 декабря:
10:00 Открытие марафона. Встреча в студии Академии с заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Зыряновой. Ссылка https://youtu.be/v-Jt3_eeJN8
12:00 Дискуссионный клуб со студенческими лидерами общественного мнения педагогических вузов. Ссылка https://youtu.be/VB0Rj9KQmdA
14:00 Дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность». Ссылка https://youtu.be/XUd6zkq5Inw
16:00 Диалог на тему: «ФГОС и PISA: единство требований к образовательным результатам». Ссылка https://youtu.be/qUvb48Pt0eY
7 декабря:
10:00 Специальный выпуск семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». Ссылка https://youtu.be/SGgXbrVaDFw
12:00 Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении». Ссылка https://youtu.be/kWBlkSoyXgQ
14:00 Вебинар «Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся центров цифрового образования «IT-куб». Ссылка https://youtu.be/MOapeDZl15Q
16:00 Вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности». Ссылка https://youtu.be/p69UXEajWnk
8 декабря:
10:00 Диалог на тему: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности». Ссылка https://youtu.be/QgazWJkP8eE
12:00 Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». Ссылка https://youtu.be/OLcP_XANjZY
14:00 Вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра «Точка роста». Ссылка https://youtu.be/F5DPGigmX4U
15:30 Встреча с А. Шляйхером, директором по образованию и навыкам ОЭСР. Ссылка https://youtu.be/UVh5cG7e560
9 декабря:
10:00 Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». Ссылка https://youtu.be/XFMGW_tLGZo
12:00 Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Ссылка https://youtu.be/1h8pNQfB5B4
14:00 - Вебинар «Развитие функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов детского технопарка «Кванториум». Ссылка https://youtu.be/VIFJh3PUHng
16:00 Вебинар «Развитие математической грамотности». Ссылка https://youtu.be/amObdAo45b8
10 декабря:
10:00 Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности». Ссылка https://youtu.be/gBOPswil_-s
12:00 Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». Ссылка https://youtu.be/2lK1HGPMtd0
14:00 Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. Ссылка https://youtu.be/d854-XeGYVY